Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Приехали на переговоры». В московском офисе Wildberries произошла стрельба, два человека погибли
  2. По госТВ показали обвиненного по делу о «захвате власти» Юрия Зенковича. Посмотрите, как он изменился всего за два года после суда
  3. Если умереть до выхода на пенсию или через год после, что будет с отчислениями в Фонд соцзащиты? Возможно, мы сделаем для вас открытие
  4. Из первоначального состава Переходного кабинета, кроме Тихановской, остался только Павел Латушко. Спросили у него, что происходит
  5. Российская армия, похоже, захватила еще один город в Донецкой области и продвигается в Торецке, к Угледару и Покровску
  6. Беларусской экономике прогнозировали непростые времена. Похоже, они уже начались
  7. Лукашенко поделился «инсайдом», о котором не говорил россиянам: «Западные спецслужбы говорят о Беларуси как о возможном месте эскалации»
  8. Опубликованы последние 12 фамилий политзаключенных, которые вышли по помилованию ко Дню народного единства
  9. Силовики «пробивают» людей по публичным сервисам. Показываем, как это работает
  10. «Акт исторической справедливости»? Вот кому Кремль на самом деле хотел передать Западную Беларусь — и почему изменил планы
  11. Депутаты в первом чтении приняли изменения в Уголовный кодекс. В нем появится статья о насилии или угрозах бывшему президенту


Ровно 40 лет назад молодой советский ученый Алексей Пажитнов придумал компьютерную игру, не похожую ни на одну другую. В 1984 году, заскучав на работе в вычислительном центре советского НИИ, он нашел своим математическим навыкам новое применение — написал компьютерную игру. Первая, примитивная версия на компьютере «Электроника-60» была готова 6 июня 1984 года. Так появился «Тетрис» — простая до гениальности, но оттого лишь еще более увлекательная, затягивающая в себя игра-головоломка, которой вскоре было суждено завоевать популярность по всему миру, пишет Русская служба Би-би-си.

"Тетрис" на портативной приставке Gameboy. Фото: pixabay.com
«Тетрис» на портативной приставке Gameboy. Фото: pixabay.com

В основу идеи легла классическая игра пентамино, где угловатые геометрические фигуры странных форм нужно точно подгонять сторонами друг к другу, выкладывая ими сплошное полотно.

Тетрис реализовал очень похожую идею: падающие геометрические фигуры, состоящие из четырех квадратов каждая (их еще называют «тетрамино») игрок должен укладывать в «стакан» так, чтобы из них выстраивались сплошные линии — от края до края.

Почти полное отсутствие на тот момент в Советском Союзе персональных компьютеров не помешало распространению игры. Ее бесконечно копировали с одной ЭВМ на другую, оттуда на третью, четвертую — и так далее. И очень скоро «Тетрис» очаровал пользователей немногочисленных компьютеров по всей стране.

История о том, как «Тетрис» пересек железный занавес, достойна приключенческого романа.

В 1989 году британский программист Хенк Роджерс, работавший на тот момент в Японии, наткнулся на эту игру в ходе деловой поездки в Венгрию. И понял, что у «Тетриса» большое будущее.

Осознав рыночный потенциал советской игры, Роджерс задался целью выпустить ее не на громоздких (на тот момент) ЭВМ, а на портативных игровых устройствах.

Однако для этого сначала нужно было купить лицензию — то есть получить разрешение разработчика. Поиски которого вскоре привели британца в Москву, только начинавшую тогда «оттаивать» после десятилетий холодной войны.

— Эта поездка была полным безумием, — вспоминал Роджерс в интервью Би-би-си в 2011 году.

Вооружившись новой видеокамерой и полный адреналина, он отправился в неизвестность.

Февральская Москва произвела на него мрачное первое впечатление: «Серое небо, номер в гостинице, где не работает ни телевизор, ни даже радио. Полное отсутствие какой-либо информации».

Чтобы передвигаться по Москве, Роджерс нанял себе водителя, женщину, которая заодно стала его переводчицей. Она и привезла его в «Электроноргтех» — советское учреждение, занимавшееся импортом и экспортом оборудования и программного обеспечения.

Получить разрешение оказалось непросто. Переводчица наотрез отказалась заходить с ним внутрь, сославшись на то, что «ее туда не приглашали».

Собравшись с духом, он зашел один и даже смог как-то объяснить, что интересуется покупкой прав на «Тетрис». В здании мгновенно начался переполох.

— Как будто горячую кочергу сунули в муравейник, — вспоминал Роджерс все в том же интервью Би-би-си.

С Алексеем Пажитновым его познакомили сразу же — в присутствии еще восьми человек, в числе которых были и сотрудники КГБ. Последовало длительное дознание: советские чиновники пытались понять концепцию авторских прав на видеоигры, которая по тем временам для них была во многом непонятной и совершенно чуждой.

Несмотря на первоначальное взаимное недоверие сторон, настойчивость Роджерса принесла плоды.

— Он стал первым бизнесменом, который лично на меня произвел хорошее впечатление, — вспоминал о нем Пажитнов. — Он по-настоящему разобрался в сути игры.

Неделя переговоров закончилась подписанием контракта, который гарантировал советскому изобретателю неслыханное — личную долю прибыли от всех продаж игры за рубежом.

По мнению Роджерса, невероятная популярность «Тетриса» объясняется его уникальным игровым процессом. В отличие от большинства компьютерных игр, построенных на насилии и разрушении, «Тетрис» предлагал игрокам заняться строительством и созиданием.

А это, по мнению Роджерса, — времяпрепровождение куда более приятное, поскольку в целом лучше отвечает фундаментальной потребности каждого человека: «Люди хотят что-то строить, это помогает им себя лучше чувствовать».

Сегодня Тетрис занимает в истории игр почетное место. Хотя бы раз в жизни выстраивать линии из падающих разноцветных фигурок пытались, по самым скромным подсчетам, не менее миллиарда человек.

С получением Пажитновым отчислений в первые годы все оказалось не так просто, о чем много раз в эти прошедшие годы писали разные издания. Но в итоге советский программист в середине 1990-х переехал в США, создал с Роджерсом фирму, начал получать отчисления и по сей день живет в Вашингтоне, состоятельным и знаменитым в мире компьютерных игр человеком.