Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Приехали на переговоры». В московском офисе Wildberries произошла стрельба, два человека погибли
  2. По госТВ показали обвиненного по делу о «захвате власти» Юрия Зенковича. Посмотрите, как он изменился всего за два года после суда
  3. Если умереть до выхода на пенсию или через год после, что будет с отчислениями в Фонд соцзащиты? Возможно, мы сделаем для вас открытие
  4. Из первоначального состава Переходного кабинета, кроме Тихановской, остался только Павел Латушко. Спросили у него, что происходит
  5. Российская армия, похоже, захватила еще один город в Донецкой области и продвигается в Торецке, к Угледару и Покровску
  6. Беларусской экономике прогнозировали непростые времена. Похоже, они уже начались
  7. Лукашенко поделился «инсайдом», о котором не говорил россиянам: «Западные спецслужбы говорят о Беларуси как о возможном месте эскалации»
  8. Опубликованы последние 12 фамилий политзаключенных, которые вышли по помилованию ко Дню народного единства
  9. Силовики «пробивают» людей по публичным сервисам. Показываем, как это работает
  10. «Акт исторической справедливости»? Вот кому Кремль на самом деле хотел передать Западную Беларусь — и почему изменил планы
  11. Депутаты в первом чтении приняли изменения в Уголовный кодекс. В нем появится статья о насилии или угрозах бывшему президенту


Высказывание белорусского историка Тимофея Акудовича о том, что «Вільня як монаэтнічны горад — гэта не Вільня, гэта фігня нейкая» и что «прыкольна было б», чтобы белорусы захотели попасть в вильнюсские муниципалитеты, стало поводом для беспокойства депутата Сейма Литвы и литовского телеканала.

Тимофей Акудович. Скриншот: YouTube / @mne_toje_ne_nravitsya
Тимофей Акудович. Скриншот: YouTube / @mne_toje_ne_nravitsya

В воскресенье, 5 ноября, на белорусском YouTube-канале «Мне тоже не нравится» Евгении Сугак появилось видео беседы выпускницы истфака БГПУ Катерины Водоносовой, сотрудника Варшавского университета Антона Сайфуллаева и историка, а также ведущего передачи «Усы Скорины» на телеканале «Белсат» Тимоха Акудовича о том, «почему белорусы могут назвать Вильню и Варшаву своими, но это не означает мечты о захвате этих городов». Там Акудович предложил: «Давайце аганька дададзім», — и сказал следующее.

— Для нас важная канцэпцыя таго, што Вільня наша. Як бы гэта важная частка беларускага наратыву. Але не ў тым сэнсе, што мы хочам забраць Вільню ў літоўцаў — гэта глупа. А ў тым сэнсе, што русінская прысутнасць у Вільні была заўсёды — ну, старабеларуская, старабеларуска-украінская, як хочаце.

Он добавил, что ему не нравится, что белорусы временами называют Вильню Вильнюсом: «У нас ёсць свая гістарычная назва — Вільня. І ў гэтым сэнсе нам вельмі важна вярнуць у Вільню вось гэты вось „русінскі“ элемент, беларускі, які быў там стагоддзямі, пасля знік у ХХ стагоддзі. І які зараз, так атрымліваецца, што вяртаецца. Вымушана вяртаецца».

— Пра Вільню што трэба разумець. Вільня як монаэтнічны горад — гэта не Вільня, гэта фігня нейкая. Увесь сэнс Вільні ў тым, што гэта калыска некалькіх нацый. У тым, што гэта кацёл, у якім варыліся разам Літва, Русь, пазней — польская культура, яўрэі і процьма ўсяго астатняга. Аснова гэтага катла — судатыкненне Літвы і Русі. Я бы разглядаў такім чынам — прыезд вялікай колькасці беларусаў у Вільню — гэта патэнцыйная магчымасць для Вільні зноўку стаць «вялікім горадам», у якім судатыкаюцца гэтая літоўская і беларуская, там, старабеларуская, руская традыцыя. І ў гэтым сэнсе мне падаецца, што нават прыкольна было б, каб беларусы зараз хацелі патрапляць, напрыклад, у муніцыпалітэты віленскія, удзельнічаць у палітычным жыцці.

Бо гэта б вяртала нас… Ведаеце, з самых старадаўніх часоў у Вільні быў рускі горад і літоўскі горад — былі нават два магістраты асобныя. <…> І гэта вельмі прыкольная тэма, якую можна вярнуць. Вільня, з аднаго боку, відавочна сталіца сучаснай нацыянальнай Літвы. Тут канстанта, ніякіх пытанняў. Але з другога боку — гэта культуралагічны феномен. І менавіта прыход туды беларусаў можа гэты феномен адрадзіць.

Видео дискуссии о Варшаве и Вильнюсе за три дня набрало на YouTube чуть более 3 тысяч просмотров.

Уточнение мыслей, реакция литовского депутата и телеканала

Позже Акудович в Facebook решил уточнить свою мысль. Например, тем, что «нам не трэба пачувацца ў Вільні проста гасцямі, але і не трэба гуляцца марамі, што калі б не Сталін, то горад быў бы на правільным баку мяжы». Позже пост историка, где он отметил, что высказывание получилось некорректным, собрал более 180 комментариев от белорусов и литовцев.

В понедельник, 6 ноября, на высказывание Акудовича отреагировал в Facebook депутат литовского парламента Аурелиус Верига. «Не хотели бы белорусы сначала захватить Минский муниципалитет, прежде чем „взять“ Вильнюсский муниципалитет? И в то же время, может быть, вернуть себе свою страну?» — спрашивает парламентарий.

«И шутить на эту тему можно только в весьма относительном смысле, ведь в Литву прибыло уже около 60 тысяч граждан Беларуси. Они якобы бегут от режима. Однако, когда смотришь на роскошные автомобили с белорусскими номерами, становится очень интересно, можно ли было их приобрести без помощи и благословения режима? И кто они? Разве это не дремлющая сила, которую можно мобилизовать для антигосударственной деятельности, когда наступит подходящий момент?» — написал депутат.

Вечером того же дня телеканал LNK выпустил сюжет «Белорусский историк: единый Вильнюс — „фигня“», где высказывание Акудовича прокомментировали другие депутаты.

«На самом деле мы обсуждаем и видим необходимость интеграции и подготовки. Работают политики в сфере интеграции, чтобы их интегрировать в политическую жизнь нашей страны во всех смыслах. Включая участие в выборах», — сказал представитель Движения либералов в парламенте Раймундас Лопата, пишет Delfi.

Сейчас постоянный вид на жительство в Литве (а значит, и право голосовать на местных выборах) есть у 3500 белорусов из 62 тысяч, находящихся в стране. Со временем и другие смогут претендовать на него. «Это интересная мысль», — сказал Лопата.

Другой ответ журналистам LNK дал глава парламентского Комитета по нацбезопасности и обороне Лауринас Кащюнас. Ему эта мысль не кажется интересной. Кащюнас сказал, что некоторые заявления о Вильнюсе, которые он слышит от белорусов, его удивляют. «Особенно странно слышать это из уст представителей либеральной оппозиции», — заметил он.

Как «литвинизм» стал актуальной темой

Напомним, в августе тема белорусского литвинизма стала актуальной в Литве. Началом дискуссий об этом можно считать публикацию Delfi истории о встрече в вильнюсском баре. Там к офицеру запаса Дарюсу Антанайтису подошел белорус, который утверждал, что Вильнюс — белорусский город.

Позже председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас посчитал, что проживающая в Литве белорусская оппозиция должна быть обеспокоена все более заметными проявлениями «литвинизма».

В конце августа высказался и Департамент госбезопасности Литвы. Там считают, что деятельность сторонников литвинизма может усилить межэтническую напряженность в Литве, но не представляет реальной угрозы суверенитету страны.

А в октябре появилось видео якобы от белорусских добровольцев с угрозами и оскорблениями литовцев. В Литве считают, что распространенное в соцсетях видео — информационная атака белорусских и российских спецслужб. Так, в Департаменте госбезопасности страны, который проводит расследование инцидента, пришли к выводу, что ее цель — вызвать недоверие между противниками режима Александра Лукашенко и сблизить их с его сторонниками.