Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Если умереть до выхода на пенсию или через год после, что будет с отчислениями в Фонд соцзащиты? Возможно, мы сделаем для вас открытие
  2. Лукашенко поделился «инсайдом», о котором не говорил россиянам: «Западные спецслужбы говорят о Беларуси как о возможном месте эскалации»
  3. «Приехали на переговоры». В московском офисе Wildberries произошла стрельба, два человека погибли
  4. Депутаты в первом чтении приняли изменения в Уголовный кодекс. В нем появится статья о насилии или угрозах бывшему президенту
  5. Опубликованы последние 12 фамилий политзаключенных, которые вышли по помилованию ко Дню народного единства
  6. «Акт исторической справедливости»? Вот кому Кремль на самом деле хотел передать Западную Беларусь — и почему изменил планы
  7. Беларусской экономике прогнозировали непростые времена. Похоже, они уже начались
  8. Из первоначального состава Переходного кабинета, кроме Тихановской, остался только Павел Латушко. Спросили у него, что происходит
  9. Российская армия, похоже, захватила еще один город в Донецкой области и продвигается в Торецке, к Угледару и Покровску
  10. По госТВ показали обвиненного по делу о «захвате власти» Юрия Зенковича. Посмотрите, как он изменился всего за два года после суда
  11. Силовики «пробивают» людей по публичным сервисам. Показываем, как это работает


Силовики и пропаганда давно взяли курс на публичную психологическую пытку несогласных с их политикой и действиями людей. «Покаянные» видео с задержанными, интервью госканалам, когда политзаключенным из СИЗО или колонии после сильного давления приходится «признаваться в преступлениях», оговаривая себя, в надежде, что за такое «раскаяние» их быстрее отпустят на свободу. А еще суды над людьми на предприятиях и в организациях, где они работают. Разбирательства в вузах и даже школах с трудными учениками на глазах у одноклассников и родителей. Почему властям в Беларуси так нужны показательные расправы? В колонке для «Зеркала» порассуждал Сергей Попов.

Сергей Попов

Врач-психиатр, психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации, бывший заместитель председателя этического комитета Беларусской психиатрической ассоциации.

«Публичные суды — симптом расщепления и отставания в развитии, аналогичный раздвоению личности у человека»

Общество и нацию можно рассматривать как субъект. Любая группа людей, большая и маленькая, перестает быть просто группой индивидуумов — она проявляет себя как отдельный организм со своей внутренней структурой, особенной физиологией, взаимодействием с внешним миром и другими обществами-субъектами. У любого организма случаются болезни, которые проявляются симптомами, повреждениями и иногда смертью. Конечно, напрямую использовать медицинские диагнозы для обозначения проблем общества нельзя, но в некоторых случаях очень даже возможно.

Например, как субъект современное беларусское общество и нация страдают разными расстройствами. Это похоже на психические расстройства у человека, которые проявляются специфическими симптомами, приводят к остановке развития и неблагополучию отдельных частей общества-организма — групп людей, поколений и в итоге индивидуумов. Один из таких симптомов болезни общества проявляется феноменом публичных судов, о которых в последнее время пишут очень часто. В дополнение к «покаянным» видео такого рода процессов становится больше, и это позволяет сказать, что данная болезнь прогрессирует.

Публичные суды — это симптом расщепления и отставания в развитии, аналогичный раздвоению личности и задержке психического развития у человека как субъекта. При расщеплении то, что должно быть единым — в нашем случае беларусское общество, — делится на части, которые по разным причинам не могут быть интегрированы, но и при этом не могут существовать одна без другой. Это разъединение очевидно для всех: есть режимная авторитарная Беларусь и демократическая, ориентированная на Запад и противоположная ей, ориентированная на Восток; есть два языка, «оставшиеся» и «уехавшие», «ябатьки» и «змагары» и так далее.

Зачинщикам этой болезненной ситуации — представителям режима, необходимо постоянно самоутверждаться, поддерживая свое чувство иллюзорного всемогущества. Убеждать себя и других в том, что они сильны, хотя в реальности таковыми не являются (взять хотя бы полет беларуски в космос, который и был задуман как демонстрация этого могущества, но получилось совсем наоборот).

Для этого и нужны показательные расправы — публичные суды в школах, на предприятиях или в пропагандистских телешоу. А все, что может так или иначе выдать, как все обстоит на самом деле — показать, что «король голый» и психически нездоров, — вызывает сильнейшее неприятие. Можно сравнить это с аутоиммунными реакциями, когда антитела атакуют клетки собственного организма.

«Идеал беларусского режимного гражданина нам показали на ВНС»

Само наличие и существование иного, отличного вызывает у представителей режима интенсивные параноидные реакции, и они в этой паранойе живут 24/7, распространяя ее як ядовитый газ, заражая себя и других, более нейтрально настроенных людей.

Паранойя — неотъемлемый признак расщепления и раздвоения личности (при этом в обществе параноят представители каждой стороны, просто каждый — по-своему). А аутоиммунная реакция, направленная против несогласных, разрастается в нетолерантность, становится ксенофобией. Показательные суды — это чистое ее проявление. И неважно, за что осудят того или иного человека. Если он не вписывается в систему, ему прямо демонстрируют: либо ты полностью станешь как мы, либо будешь публично изгнан. А идеал беларусского режимного гражданина нам показали на кадрах недавно прошедшего ВНС.

Этот перверсивный (от лат. perversis — перевернутый, извращенный) подход система пытается донести до всех. Ксенофобия приводит к тому, что психическая и культурная жизни общества становятся примитивными, а насилие легализуется и может разрастись до невероятных масштабов — вплоть до самосудов.

Впрочем, показательные разбирательства — это не что-то новое. Этот примитивный механизм решения внутренних конфликтов на ранних стадиях становления использовали многие, теперь уже развитые общества. Примером могут быть суды Линча в США после Гражданской войны. Тогда неугодного без всякого суда и следствия в лучшем случае могли обмазать дегтем, вывалять в перьях, провести через весть город, подвергая позору и унижению, а затем изгнать. А в худшем — человека убивали через повешение, пытки или сожжение на костре.

Беларусские власти делают ровно то же самое, но с поправкой на современность. Обмазывают словесным д*рьмом, стигматизируют человека, публично подвергают моральному насилию. А после изгоняют из общества, посадив в тюрьмы или вынудив покинуть страну. В некоторых случаях — убивают. Это не про преступление, обвинение, наказание, покаяние — это про публичное подавление инакомыслия. Важно, что в основе такого «суда» — преступление на почве ненависти и ксенофобии. Это показывает, что развитие общества задерживается, оно патологически расщепляется.

«Многие годы Беларусь все равно будет оставаться поставторитарной. А еще — с высоким риском „рецидива“»

Ксенофобию и склонность к расщеплению просто так не искоренить — это идет из человеческой природы. Из ранних стадий формирования психики, когда все мы чувствовали себя центром мира, который нам как бы обязан, а последующее осознание, что это не так, вызывало сложные чувства. Но если человек с раннего детства еще и недополучил достаточно безусловной материнской любви и заботы, он будет бессознательно стараться сохранить свое чувство всемогущества, развивая навыки подавлять все, что указывает на обратное. И очевидно, что просто избавиться от той части жителей Беларуси, которая функционирует на более примитивном уровне, невозможно. Этот вариант кажется быстрым и простым по принципу хирургии: злокачественная опухоль должна быть удалена. Это правильно и адекватно, но в отношении общества — неприменимо.

Даже если наиболее злокачественные элементы будут удалены и завтра в Беларуси все поменяется, многие годы страна все равно будет оставаться поставторитарной. А еще — с высоким риском «рецидива». Как и в психиатрии: даже если симптомы расстройства исчезли, в первое время мы не можем говорить о выздоровлении человека — только о нестойкой ремиссии.

А для общества, скорее всего, лекарства и нет. Если мы определяем, что публичные суды — преступные действия, лишь одно из проявлений примитивного функционирования и следствие незрелых деструктивных психических импульсов их исполнителей, то из этой проблемы можно только вырасти. Учиться придется многому. Но сначала преступления должны прекратиться — атаки на людей должны быть остановлены.

В медицине мы изолируем или уменьшаем патологическое и разрушительное действие на организм. Если человек представляет угрозу для окружающих, его тоже изолируют. Но не просто «с глаз долой из сердца вон». В обществе необходимо создавать условия для контакта и диалога, для возможности понять, что не так, в чем есть нужда и потребность, как это можно решить более приемлемыми и конструктивными способами.

Беларусы только учатся разговаривать друг с другом. Даже в группе самых демократически настроенных людей порой наблюдаешь, как незаметно устанавливается то же расщепление и функционирование на уровне «только я знаю, как правильно, если вы не со мной, то вы враги». Из этого придется вырастать и обществу, и каждому из нас.

Состояться диалогу помогают закон, рамка, границы. Только примитивные и преступные общества живут не по законам, а «по понятиям». И эти понятия легко меняются, как выгодно стороне, которая террором и силой определила себя единственной главной.

Так вот, суть этого роста, о котором я говорил, — в понимании, что различия хоть и напрягают, но они сами по себе не угроза. Мы нуждаемся друг в друге разных и можем помогать в том, чтобы обеспечить стабильное развитие социума вокруг нас. Звучит несколько фантастически в современных реалиях, когда люди так разделены политическими взглядами, но для движения вперед это необходимо.

Учиться нужно у тех, кто уже прошел путь такой интеграции. Конференции, семинары, программы обмена студентами и специалистами — вот что должно быть вместо публичных судов и идеологической промывки мозгов в школах, университетах и на предприятиях. То, что сейчас делает власть, заставляет отказываться от индивидуальной в пользу примитивной, групповой — неразвитой и упрощенной психологии.

В индивидуальной психологии важна способность свободно мыслить и решать вопрос, как разные индивидуальности могут жить вместе. В простом групповом функционировании все должны забыть о себе как о личностях. Там существует только «мы», способное «забросать какашками», как это делают приматы, — то есть облить грязью выбранную жертву. И в этом большая опасность для будущего страны. Знаю, что многие беларусы сопротивляются этому. Может быть, то малое, но важное, что возможно делать сейчас, — поддерживать развитие индивидуальности каждого человека в разных сферах и не вступать в «мафию». Стараться не жить по понятиям, которые предлагает государство, какими бы упрощающими жизнь они ни казались. Ведь жизнь простой не бывает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Беларусские силовики живут буквально средневековыми ценностями. Об этом можно и нужно говорить. «Зеркало» дает возможность высказаться как обычным людям, так и известным экспертам и колумнистам. Для нас важно, чтобы вы слышали разные мнения, а не только «идеи» людей в погонах, которые только усугубляют «болезни» нашего общества.

Поддержите редакцию, чтобы мы продолжали называть вещи своими именами

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться профессиональным и независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Всё о безопасности и ответы на другие вопросы вы можете узнать по ссылке.